Поступление на государственную службу
Поступление на государственную службу
В конституции нашего государства закреплено право граждан участвовать в управлении делами государства, равное право на доступ к государственной службе. Это обеспечивается целой системой мер организационного и правового характера.
Согласно Конституции (ст.13 п.1) каждый имеет право на признание его правосубъектности и вправе защищать свои права и свободы всеми, непротиворечащими закону способами. В свою очередь, осуществление прав и свобод человека (гражданина) не должно нарушать права и свободы других лиц, посягать на конституционный строй и общественную нравственность (ст.12 п.5 Конституции РК).
Чтобы стать стороной трудового договора лица, поступающие на государственную службу, должны обладать специальной трудовой правосубъектностью, характеризующейся специальными критериями, установленными ст. 13 Закона РК «О государственной службе».
Во-первых, это достижение более старшего по сравнению с установленным общими трудовыми нормами трудового законодательства возраста – 18 лет. Согласно общепринятому в трудоправовой доктрине и законодательстве подходу это ограничение не носит характера дискриминационного различия, а предопределяется свойственными данному виду труда повышенными требованиями и обусловлены особой заботой государства о лицах, не достигших совершеннолетия.
Во-вторых, наличие гражданства Республики Казахстан, которое установлено в связи с необходимостью превентивного обеспечения защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В-третьих, обладать необходимым образованием, уровнем профессиональной подготовки и соответствовать установленным квалификационным требованиям. Содержание специальной трудовой правосубъектности, определяемое названным критерием, составляет совокупность юридических возможностей вступления в определенные виды (группы) трудовых правоотношений. Субъектом таких трудовых правоотношений может быть гражданин, отвечающий специальным квалификационным требованиям, установленным в законодательстве для работников определенных должностей, профессий, специальностей.
Согласно правилу в п.4 ст.12 Закона «О государственной службе» не допускается установление при поступлении на государственную службу каких бы то ни было прямых или косвенных ограничений в зависимости от пола, расы, национальной принадлежности, языка, социального происхождения, имущественного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и по любым иным обстоятельствам.
Закон устанавливает, что:
- при поступлении на государственную службу гражданин обязан представить в органы налоговой службы сведения о полученных им доходах и имуществе, принадлежащем ему на праве собственности, являющихся объектом налогообложения.
- Занятие административной государственной должности осуществляется после прохождения гражданами обязательной специальной проверки.
- Дополнительные требования, предъявляемые для поступления на политическую государственную службу, определяются Президентом Республики Казахстан.
Для правильной расстановки кадров, отвечающей интересам обеих сторон трудового договора, важное значение имеет проверка действительных знаний служащих, о которых не всегда можно судить по документам, представленным при поступлении на службу. Поэтому для проверки знаний работников используется такое правовое средство, как испытание при приеме на работу. Отечественное законодательство о государственной службе устанавливает следующие правила, которые не распространяются на политических государственных служащих. Во-первых, для гражданина, впервые принятого на административную государственную должность или принятого на административную государственную должность вышестоящей категории по результатам конкурсного отбора, может быть установлено испытание на срок до трех месяцев. Во-вторых, в срок испытания не засчитываются периоды, когда административный государственный служащий отсутствовал на службе по неуважительным причинам. В-третьих, при неудовлетворительном результате испытания административный государственный служащий может быть уволен как не прошедший срок по согласованию с уполномоченным органом или его территориальными подразделениями. И, в-четвертых, если срок испытания истек, а административный государственный служащий продолжает государственную службу, он считается выдержавшим испытание, и срок испытания засчитывается в стаж государственной службы.
В Правилах проведения конкурса на занятие вакантной административной должности предусматривается проведение конкурса как открытым, так и закрытым способом.
Если в открытом конкурсе имеют право принимать участие все граждане Республики Казахстан, то в закрытом конкурсе – только административные государственные служащие.
Закрытый конкурс предусмотрен по государственным административным должностям. В Администрации Президента Республики Казахстан, Аппаратах Палат Парламента, Канцелярии Премьер-министра, Аппарате Верховного Суда, Аппарате Конституционного Совета РК.
Как правило, участники конкурса, получавшие положительное заключение конкурсной комиссии, имеют право занятия административной государственной должности. Иное положение у лиц, не получивших положительного заключения конкурсной комиссии, но рекомендованные ею для государственной службы: они могут быть зачислены в кадровый резерв, формируемый уполномоченным органом. Эти участники конкурса, зачисленные в кадровый резерв, могут в течение года с момента прохождения конкурса занять соответствующую административную государственную должность без прохождения дополнительного конкурса.
Весьма актуальным является вопрос о моменте назначения государственного служащего на должность, роли приказа (распоряжения) в оформлении приема на государственную службу, а также значимости норм о фактическом допущении к работе применительно к государственной службе.